Избранное сообщение

Вино из одуванчиков я пробовал на вкус

Соседка моя по даче Людмила, несмотря на возраст, очень активная женщина. Кроме огородных дел любит она изобретать кулинарные рецепты и гото...

26 окт. 2020 г.

Таймень холодного копчения

В нашей команде заядлых сплавщиков за мной закрепилась роль кондея, он же кок. Я не против, потому что люблю это дело и знаю в нем толк. Давно усвоил главное качество хорошего повара: он всегда готов не только вкусно накормить, но и приятно удивить. В походе мы варили уху из ленков, жарили хариусов на сковородке. А вот удивить…  Однажды мне представился такой случай.

История одного рецепта

Было это давненько, еще в прошлом веке. Оказались мы с друзьями втроем на речке Ул, что в Хабаровском крае, неподалеку от Николаевска-на-Амуре. Речка Ул совершенно дикая и коварная, вся в заломах, за время сплава мы тормозились на них раз пятнадцать или больше…

В верховья реки нас забросили на вездеходе друзья геологи. Выгрузили из кузова дюральку «Прогресс» без мотора, спустили ее на воду и пожелали удачного сплава. Сплав был недлинный, километров на пятьдесят, и в конце нас ждало зимовье на крутом берегу под большой сопкой, откуда те же геологи должны были забрать нас в условленное время.

Мы оттолкнулись от берега и начали сплав, удобно сидя в «Прогрессе» и помахивая веслами. Но вместо обычных удовольствий получили неравную борьбу с заломами. Пила и топор при нас, но руки уже в ссадинах и зудят, спины болят, ночью в палатке пытаемся шутить над собой и своим незадачливым путешествием.

Однажды утром, едва рассвело, я вылез из палатки, взял спиннинг, прицепил самодельную блесну из тяжелой стальной ложки с крепким тройником и прошел вдоль берега метров сто, где кончался длинный плес, а на том берегу, под большим заломом, мощно крутился темный водоворот. В этот водоворот я и нацелил блесну. Она пролетела по высокой дуге, стукнулась о бревно, торчащее из залома, и упала в воду. Я дал ей притонуть, начал вращать катушку и чертыхнулся. Зацеп!.. Потянул, подергал спиннинг… Бесполезно. 

Стою, держу спиннинг и проклинаю все на свете, ругаю коварную речку Ул, и тут чувствую, как спиннинг в руках начинает изгибаться, сопротивляться, как живой. Держу изо всех сил, ставлю на тормоз, катушка трещит, звенит, и вдруг над водой показывается большой красный хвост… Таймень! Он рывком уходит в глубину, леска на катушке быстро сматывается, сейчас или лопнет, или рыба утащит меня туда, к себе… 

Я закричал, заорал как резаный: «А-а-а-а-а-а!!!» Смотрю – от палатки бежит ко мне верный друг с топором. Он думал, что на меня медведь напал… Подбегает, видит мои выпученные глаза, и начинает подсказывать, что я должен делать и как действовать. «Слабину не давай! Подбирай, подбирай! Не давай слабину! Спокойно, не суетись, там просто рыба, а человек царь природы… Спокойно, спокойно, слабину не давай, человек царь природы»… 

Минут через двадцать удалось вывести тайменя на отмель, где он решил малость передохнуть, потому что тоже устал, и тут мой друг зашел в воду почти по самое не могу и медленно, потихоньку сначала вытолкал, а потом выкатил рыбину, как бревно, на прибрежный песок. 

Мы долго рассматривали добычу, фотографировались с ней в разных ракурсах, на глаз прикидывали ее размеры и вес, ибо измерить вес и размеры было нечем, но и невооруженным глазом было видно, что рост у рыбины с меня, а вес килограммов на сорок как минимум.

До зимовья оставалось немного, сплав с заломами уже надоел, после такой небывалой удачи рыбачить больше не хотелось, и мы часа через три доплыли до конечного пункта, до зимовья. Осмотрели избушку и неплохо устроились в ней на три дня, до условленного срока, когда нас вывезут отсюда друзья геологи.

Рядом с избушкой обнаружилось небольшое строение типа сортира, и поначалу мы удивились: зачем такие удобства в дикой тайге, где туалет под каждым деревом и кустом? Заглянув вовнутрь сооружения, поняли: это коптильня, о чем свидетельствовали удобные вешала с большими проволочными крючьями и характерный приятный запах. Отлично! Наконец-то сбудется моя мечта изготовить копченые тайменьи балыки и тёши.

Нашли под нарами большое эмалированное ведро, сварили в нем рыбью голову, хвост и позвоночник с костями. Этой ухой питались потом все три дня. А балыки и тёши подсолили, подвялили и развесили в коптильне. Набрал я кучу хороших гнилушек, развел дымокур, и стали мы жить-поживать, дожидаясь счастливого финала нашей экспедиции.

Время от времени заглядывая в коптильню, чтобы освежить дымокур, я всякий раз удивлялся, как быстро висящие в сладком дыму длинные куски тайменя приобретают цвет червонного золота и божественный запах. 

Так прошло два дня. Между шутками и прибаутками мы доедали уху, нашли на полке замасленную колоду карт, напомнили друг другу правили игры в покер и преферанс. На третий день, когда уже было пора собираться, я в последний раз открыл дверцу коптильни, поправил дымокур, блаженными ноздрями втянул головокружительный аромат и заметил, как в тлеющие гнилушки падают с балыков капельки жира. Прикрыл дверцу и пошел к друзьям.  

Это была ошибка. Роковая, непростительная. О чем я думал, когда видел горячие янтарные капли, падающие в тлеющий дымокур? 

Очередная партия покера подходила к концу. И тут мы услышали за дверью зимовья странный гудящий звук, сопровождающийся неким похлопыванием и потрескиванием. Нехотя отвлеклись от игры, чтобы выглянуть за дверь и оцепенели при виде гигантского огненного столба на месте коптильни!

Не довелось нам отведать копченого тайменьего балыка. Хорошо хоть ухи поели. И внушительную рыбью челюсть я сохранил на память, а из больших позвонков сделал красивое ожерелье и подарил его любимой девушке.

Частенько вспоминаем с друзьями, как однажды коптили тайменя до полного его исчезновения…


    На фото – тот самый таймень.

Игорь Литвиненко, Московская обл.




Комментариев нет:

Отправить комментарий