Много лет назад попал я в поселок Ванкарем, что на берегу Чукотского моря. Узнал близко жизнь чукчей, охотился с ними, общался, наблюдал…
Мне понравилась их жизнь: они надеются только на себя, делают и едят то, что делали и ели их предки тысячу лет назад, когда промышляли здесь морского зверя, ловили рыбу, добывали песцов. И это не смотря на то, что времена изменились: раз в году в поселок приходят три парохода. Один привозит уголь, чтобы было чем зимой печку топить, другой пароход доставляет бочки с соляркой для дизельной электростанции. Третий привозит нужные для жизни товары и продукты. Они оседают на складе-магазине, который по-старинке называется торгово-заготовительный пункт.
Ушли пароходы, и тишина. Никаких дорог-путей сюда нет. Разве что вертолет прилетит по особому случаю с Мыса Шмидта, если кому-то вдруг потребуется экстренная медицинская помощь.
Весь год люди живут одни, уверенно и спокойно. Нужна еда, пошел на море, и добыл, что попалось. В полынье легко убить любопытную нерпу. Это самое популярное и лакомое блюдо у чукчей. Жир нерпы годится на что угодно: можно так есть, можно что-то на нем готовить. Мясо – нежное, есть можно, я пробовал, но уж больно рыбой отдает, потому как нерпы ничего кроме рыбы не едят.
Если льды отошли от берега, можно прямо с резиновой лодки поставить сеть и наловить горбуши или гольца. А если отплыть на вельботе в извилистые дебри разводий, будет тюлень или морж.
Так что с голоду здесь не пропадешь, выбор есть, и чукчи привыкли питаться разнообразно. Сегодня уток добыли, благо летают они табунами, как саранча. Завтра горбушу вытащил из сетки. Не стесняются чукчи ловить на зимнюю удочку и крючок с красной тряпочкой полярную треску сайку. Она маленькая, размером с крупного ерша, но необычайно вкусная.
Впрочем, понятие «вкусно» у чукчей особенное, уникальное и неповторимое.
Сопровождая охотников на морской охоте, я поразился их умению стрелять и быстро разделывать добычу. Убили однажды лахтака (тюлень, морской заяц). Выскочили на льдину из вельбота и в два приема, в три ножа распотрошили этого весьма грузного, кило под двести, тюленя с заячьей губой. Старик Вуквунентын вскрыл какую-то кишку, она оказалась наполненной гельминтами. Они были похожи цветом и видом на огуречные семена. Охотник быстро завязал кишку, чтобы добро не пропало, и, улыбаясь, сказал:
- Мы их сушим, можно как семечки есть. Сла-а-дко…
Но верх кулинарных пристрастий чукчей, это копальхен
Еще в давние времена, когда у чукчей не было соли, а мяса было много, они придумали моржовое мясо квасить. Сложат большие куски в моржовую шкуру и закопают в землю на несколько месяцев. Не пропадать же добру. За это время мясо успешно гниет и превращается в какую-то субстанцию с ужасным запахом. Это и есть копальхен, который всегда дает чукчам силу и бодрость.
И сейчас они верны старым традициям, готовят и едят «копальку», не смотря на все блага нынешней цивилизации.
Я видел и ощущал запах этого гнилого мяса. Более того, охотники берут это снадобье с собой на охоту в качестве «перекуса», чтобы быстро подкрепиться. И едят этот копальхен, который трупными ядами убьет любого «бледнолицего», а им хоть бы что.
И, слава Богу, сохранили люди свой национальный колорит, свои вековые привычки. Нам бы так.
Что такое строганина?
Это мясо или рыба, замороженные до твердости деревянного полена, нарезанное стружкой. Обычно используется мясо оленя, лося, косули и лососевая рыба, или таймень, голец, ленок…
Иногда я устраиваю себе такой праздник вкуса. Сегодня достал из морозилки горбушу и без всяких предисловий приступил к делу.
Разрезал по хребту кожу, стянул ее с головы до хвоста с обеих сторон.
Дальше надо строгать, и есть, макая в смесь мелкой соли и молотого черного перца.
Неописуемый вкус! Причем, не только вкус, но чувство, что получаешь какие-то новые, необходимые вещества с этим продуктом, которые тебе ни одно другое блюдо не даст. А они так освежают, так бодрят. Попробуйте, сами убедитесь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий